Задать вопрос юристу Бизнес идеи Франшизы Справочник Купить бизнес план Исследование рынка Добавить в закладки

Регистрация товарного знака

регистрация торговой марки

Фирменный стиль, обусловленный наличием товарного знака, является обязательным в плане визуализации образа современной компании. При этом под товарным знаком понимают комплекс определенных элементов – название, информация в текстовом виде и графика, наиболее полно характеризующих продукт того или иного бренда. Российское законодательство, наряду с понятием «товарный знак», регламентирует «знак обслуживания».

Что касается товарного знака, который должен отличаться уникальностью, то право на его использование принадлежит правообладателю. Хотя существует определенная оговорка – регистрация знака этого вида должна быть осуществлена исключительно его владельцем. Кстати, Гражданский кодекс РФ в главе 76 ч. 4 определяет товарный знак в качестве продукта интеллектуальной собственности, что гарантирует государственную защиту этого объекта. Если регистрация торговой марки должна быть осуществлена быстро и на качественном уровне, то воспользуйтесь предлагаемой ниже инструкцией.

Чем отличается товарный знак от торговой марки

В первую очередь, сравнивая отличия товарного знака от торговой марки, следует отметить, что самого понятия торговой марки в российском правовом пространстве не существует. Очень часто товарный знак ошибочно именуют торговой маркой – это возникло из-за принятого в английских странах понятия “trade mark”, которое является во многом тождественным товарному знаку и обозначается символом “ТМ”. Тем не менее, даже в сфере не соприкасающихся экономических и правовых понятий, торговая марка имеет существенное отличие от товарного знака – товарный знак является непосредственно фирменным символом и относится непосредственно к конкретному изображению логотипа, в то время, как торговая марка может распространяться на более широкий ряд объектов интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что российское законодательство никак не обеспечивает защиту зарубежных торговых марок не имеющих зарегистрированного товарного знака в России.

Также, торговой маркой именуется аналог товарного знака в Украине – это тоже часто вызывает излишнюю путаницу, особенно при заключении контрактов на экспорт или импорт продукции. При этом законодательная база товарного знака в России и торговой марки в Украине практически не отличается.

Процесс разработки товарного знака

Если ваш бизнес находится в развитии, что уже сопровождается продажей товаров, имеющих название и свой дизайн, то вас не должен интересовать данный пункт, так как по своей сути товарный знак уже существует.

В противном случае, когда компания только планирует приступить к выработке фирменного стиля, следует придумать:

Также с помощью дизайнеров можно разработать цветовую гамму фирменного стиля, включая шрифтовое описание.

Проверка уникальности

Любой торговый знак должен быть уникальным. Поэтому необходимо проверить, насколько это требование соответствует истине. Для чего надо обратиться к реестрам Роспатента для поиска похожих вариантов логотипов. Это можно сделать самостоятельно посредством интернета или решить данную задачу с помощью услуг соответствующих специалистов.

Главное, осознать важность проверки этого вида, так как некачественный поиск, когда не обнаруживается похожая копия чужого бренда, зачастую приводит к негативным последствиям. Например, это может быть выражено в отказе регистрации и финансовых потерях в виде уплаченных пошлин. Вовремя найденные сходства дают возможность внести своевременные поправки в дизайн торгового знака.

При этом требуется знать, что использование общедоступных баз в интернете не является стопроцентной гарантией отсутствия совпадений. Зачастую чиновники имеют доступ к большему объему информации на рассматриваемую тему, а это увеличивает вероятность нахождения похожих знаков и приводит к проблемам с оригинальностью товарного знака. Поэтому желательно обращаться по данному вопросу к профессионалам, имеющим опыт в области патентной экспертизы.

Классификация товаров

как зарегистрировать торговую марку

Товарный знак, прошедший процедуру патентирования, представляет собой знак, изменение которого невозможно. Поэтому следует правильно определить классификацию товаров (услуг), имеющих отношение к фирменному стилю, прошедшему регистрацию.

Для выбора классов продукции используется международный классификатор, который по своей сути является достаточно сложным документом. Это обусловливается тем, что большое количество наименований товаров может одновременно находиться в разных классах. В связи с этим поиск приходится осуществлять как по назначению товара, так и по целому ряду его свойств. Чтобы несколько упростить данный процесс, желательно предварительно ознакомиться с методическими рекомендациями по этому вопросу, которые предоставляет Роспатент.

Документы для подачи заявки

Поскольку товарный знак – это интеллектуальная собственность, регистрируемая государством, то необходимо подготовить соответствующие документы для возможности реализации этого процесса. Если вы являетесь физическим лицом, то ваш набор документов должен включать в себя:

Что касается юридических лиц, то список документов для регистрации тот же, но с добавлением устава и документа с кодом ОКПО в виде копии с подписью руководителя компании.

Подача документов

Собранные документы должны быть предоставлены в Роспатент одним из нижеследующих способов:

Когда документы будут получены, патентное бюро зарегистрирует заявку и сообщит отправителю ее номер.

Анализ заявки

Роспатент проводит в отношении всех поступающих заявок экспертизу формального характера, когда проверяется, например, правильность написания заявления и наличие всех требуемых документов. Обычно проверка этого вида соотносится с максимальным сроком в два месяца. Если все нормально, то начинается работа по сути заявки.

Так, сначала проводится проверка уникальности фирменного знака, а затем анализируется его соответствие классам товаров, указанным в заявке. Это уже отличается более длительным сроком исполнения, который нередко достигает полутора лет. На данном этапе идет активная переписка с заявителем по поводу различных уточнений. Если претензий со стороны Роспатента не возникает, то принимается положительное решение по поводу регистрации представленного товарного знака.

Сертификат

как зарегистрировать торговую марку в России самостоятельно

После того как будет получено уведомление, подтверждающее регистрацию, необходимо оплатить соответствующую пошлину и предоставить в Роспатент квитанцию. Выдача сертификата осуществляется в течение двух месяцев с того числа, когда была совершена оплата. Этот срок отводится для внесения записи о зарегистрированном торговом знаке в государственный реестр, что сопровождается публикацией в бюллетене «Товарные знаки».

С этого момента владелец знака становится обладателем исключительных прав на него, а это позволяет контролировать использование данной интеллектуальной собственности другими лицами. Если такие факты будут обнаружены, то владелец на законных основаниях сможет потребовать возмещение убытков. Кстати, свидетельство о регистрации – это документ, требующий регулярного подтверждения (раз в 10 лет).

По своей сути товарный знак является собственностью, что предполагает наличие конкретной стоимости, отражаемой на балансе компании в виде нематериального актива. Права на такой знак могут не только продаваться, но и передаваться на различных условиях.

Стоимость регистрации

С тем, как зарегистрировать товарный знак в России самостоятельно более или менее должно быть понятно, а теперь конкретизируем информацию относительно расходов по получению сертификата:

Отталкиваясь от предложенных расценок, можно выяснить, что минимальные расходы по регистрации товарного знака – это сумма около 30 000 р., если предполагается наличие одного класса по МКТУ. В случае каких-либо ошибок расходы компании будут увеличиваться на 5 000 р. за каждый недочет, а обжалование отказа обойдется в 13 500 р.

Поэтому в некоторых случаях, когда отсутствует уверенность в собственных возможностях, лучше всего воспользоваться услугами специализированной компании для оформления товарного знака, стоимость услуг которой составляет в среднем около 20 тыс. р. В данном случае все зависит от характера услуги, например, существенное влияние может оказать использования достаточно большого перечня классов товаров. Сотрудники такой компании возьмут на себя переговорный процесс с Роспатентом, что не только сэкономит вам время, а, возможно, и сократит денежные расходы за счет минимизации количества ошибок.

При этом существует более быстрый способ регистрации, проводимый в рамках международной процедуры в соответствии с Мадридским соглашением. Стоимость подобного сертификата отличается в большую сторону, но его получение возможно в срок от 6 до 12 месяцев, а действие такого документа распространяется на несколько десятков стран.

 

Поделитесь своим комментарием
  • Sofia

    Наша фирма планирует регистрацию товарного знака, вот нашла здесь много полезной информации. Однако, как я вижу, это дело не быстрое, да и не дешевое. Посоветуйте, с чего начать и как минимизировать расходы. Сам товарный знак уже существует и фирменный стиль тоже. Знак будет относиться к нескольким классам товаров. Может подскажите, в какую фирму обратиться в Новосибирске? Чтобы быть уверенной в квалификации. Спасибо.