Задать вопрос юристу Бизнес идеи Франшизы Справочник Купить бизнес план Исследование рынка Добавить в закладки

Какие риски малого бизнеса бывают

Какие риски малого бизнеса бывают

Риск – это такая же важная составляющая любой предпринимательской деятельности, как и реклама, аренда и прочее. Как бы точно ни рассчитывал бизнесмен предстоящие изменения рыночной среды, невозможно абсолютно верно предугадать то, что случится в будущем. Во всем мире постоянно происходят изменения. Меняется жизнь общества, предпочтения потребителей, клиентов, партнеров. При этом конкурентные предприятия развиваются и совершенствуются.

Предприниматель должен учитывать все изменения и модернизировать свой бизнес, идти, что называется, «в ногу со временем». Но развитие предприятия предполагает увеличение не только количества рисков, но и их разнообразия. Поэтому одной из первостепенных задач любого предпринимателя является максимальное сохранение предприятия от воздействия рисков. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо знать всю информацию о рисках, окружающих бизнес. Важно помнить, что риски малого бизнеса отличаются от рисков бизнеса более крупного размера.

Виды рисков

Риски предприятия подразделяются на несколько видов.

  1. Политические риски. Деятельность государства подвержена постоянным изменениям, к примеру, смена власти, военные действия, гражданские восстания и другое. Все эти перемены оказывают влияние на жизнедеятельность общества, и в частности на деятельность предпринимателей. Такое воздействие может вызвать не только огромные убытки, но и разрушение предприятия. Это один из немногих рисков, последствий которого избежать невозможно. В таком случае можно только постараться минимизировать потери от воздействия риска.
  2. Социальные риски. Период дефицита давно закончился, и в настоящее время отмечается изобилие предлагаемых товаров и услуг. По этой причине вкусы и предпочтения потребителей меняются очень часто. Поэтому предприниматели должны уметь предугадывать поведение потребителей, клиентов. Ведь вложенные деньги должны приносить прибыль. Для того, чтобы выгодно вложить свои материальные, трудовые ресурсы и избежать воздействия социальных рисков, необходимо учитывать изменения, происходящие в целевой аудитории предприятия, т.е. среди тех потребителей, которые заинтересованы в приобретении товаров/услуг конкретного предприятия. Важно помнить, что предложение порождает спрос, а не наоборот.
  3. Экономические риски малого бизнеса. Эти риски связаны с изменением экономической ситуации в стране, а также внешнеэкономической деятельности. Примером таких рисков может служить нестабильность внутренней экономики государства, введение ограничений на торговлю, изменение таможенных пошлин и прочее.
  4. Экологические риски. Такие риски возникают из-за неопределенности природно-климатических условий, вероятности стихийных бедствий и прочих факторов.
  5. Климатические риски. К таким рискам относятся сезонность, резкое изменение погодных условий. Погода не может быть предсказуемой на 100%, поэтому очень ранняя зима или жаркое лето могут резко изменить спрос потребителей, и, соответственно, степень реализации товаров предприятия. Вряд ли кто-то станет покупать осеннюю обувь, если зима наступит очень рано. Таких рисков очень трудно избежать, поэтому следует заранее тщательно продумывать стратегию деятельности предприятия.
  6. Производственные риски предприятия. Если ресурсы предприятия распределяются неправильно, то это обязательно отразится на деятельности предприятия. Это может привести к вынужденному снижению объемов производства, цены продукции, объемов реализации, а также повысить затраты на материалы, которые были использованы в результате неправильного их применения. Влияние этих рисков зависит от деятельности, знаний и опыта предпринимателя.
  7. Коммерческие риски. Эти риски предполагают решение проблем, связанных с выделением дополнительных денежных средств.  К примеру, повышение предприятием-изготовителем закупочной цены на сырье, утрата качества товара во время его транспортировки и другие обстоятельства.
  8. Отраслевые риски. Изменения в отрасли и наличие конкурентов, несомненно, скажутся на деятельности предприятия. В таком случае намного сложнее завоевать определенное место на рынке. Для этого необходима оригинальная бизнес-идея. Занять лидирующие позиции не так уж просто, потребуется вложить достаточно сил и материальных затрат.
  9. Информационные риски. Они представляют собой неточности, неполноту предоставляемой информации, ошибочные данные и прочее.

В зависимости от вида деятельности могут возникать и другие виды рисков.

Для минимизации рисков любой деятельности необходимо диверсифицировать инвестиции, подробнее читайте в нашей статье.

Предпринимателю необходимо предугадывать возможные риски своего бизнеса, актуальные для его конкретной ситуации, и находить пути преодоления трудностей, связанных с ними. Иными словами, умение прогнозировать возможные неблагоприятные варианты развития событий поможет удержать свой бизнес на плаву в сложные времена. Удачи в бизнесе!

Поделитесь своим комментарием
  • Татьяна

    Спасибо автору за четкую структурированную статью без лишних включений и отступлений) Очень полезно для человека, задумавшего начать свое дело. Учтены главные возможные форсмажоры. На мой взгляд, для нашей страны наиболее актуальными являются политические социальные, экономические риски малого бизнеса и, пожалуй, отраслевые. Снижение производственных и информационных рисков — в руках предпринимателя)

  • constant

    Нужно торговать расхожими вещами, например, бытовой химией. Такой товар не подвержен
    многим рискам.

    • Fortus

      А вы представляете, какая конкуренция в этой сфере? Сейчас, куда ни глянь, везде
      наткнешься на раздел с бытовой химией.

  • Марина

    Почему именно торговля, а не производство или сфера услуг? Сейчас многие пользуются услугами приходящих бухгалтеров и юристов, например. Наш директор тоже подумывает передать бух. обслуживание в компанию Интеркомп.