Зачастую автолюбители считают завышенной цену обслуживания на СТО, особенно официальной. Но многие из них с интересом относятся к устройству автомобилей и с энтузиазмом устраняют неполадки без посторонней помощи. Но для этого необходимо место и оснащение. Эта целевая аудитория и станет клиентами для автосервиса самообслуживания. Ниже детально рассмотрим эту бизнес-идею и рассчитаем рентабельность такого предприятия.
Содержание
Услуги СТО самообслуживания
Бизнес автосервиса самообслуживания базируется на почасовом предоставлении в аренду комфортного бокса, что оснащен набором оборудования и инструментов для ремонта автомобиля. Такой формат выгоден клиентам, поскольку он предоставляет тариф в два раза ниже, чем стоимость нормы-часа и на обычных СТО среднего класса. Но и предприниматель не остается внакладе: из-за отсутствия квалификации посетитель тратит на ремонт больше времени, чем слесарь с опытом. Средний автолюбитель проводит в боксе 3–4 часа, а при серьезной поломке оставляет машину на ночь.
Неисправности у всех клиентов разные, поэтому подобный автосервис предполагает и соответствующие по ним пакеты услуг. Например, базовый – рабочее место с ямой и основной набор инструментов, а расширенный — гидравлический подъемник и специализированные приспособления. Кроме того:
- посетителям СТО самообслуживания при сдаче бокса в аренду на час и более предоставляют бесплатно воду и напитки, а также доступ в интернет для поиска информации;
- когда клиенту понадобятся определенные запчасти или расходные материалы, он приобретет их у администратора за дополнительную плату;
- автолюбители во время ремонта имеют право использовать собственные инструменты и материалы при условии их безопасности для окружающих;
- по завершении ремонта заказчик приводит рабочее место в порядок или дополнительно платит за уборку сотруднику мастерской.
Чаще новые мастерские работают с 7:00 до 22:00, но отдельные клиенты имеют время на ремонт до начала или после завершения рабочего дня, а порой и ночью. Поэтому, когда есть спрос, следует рассмотреть перспективы перехода на круглосуточный график. Стоимость аренды варьируется в зависимости от дня и времени посещения:
Пример тарифа СТО самообслуживания
Тариф | Базовый | Расширенный | Ночной |
Период действия | 7:00–22:00 | 7:00–22:00 | 22:00–7:00 |
Стоимость часа: в будние дни, руб. | 300 | 450 | 650 |
в выходные дни, руб. | 400 | 500 | 650 |
Пост: со смотровой ямой | + | – | – |
с подъемником | – | + | + |
Очки и перчатки | + | + | + |
Инструмент: слесарный | + | + | + |
пневматический | + | + | + |
электрический | + | + | + |
Специализированные стенды | – | – | + |
Средства для очистки рук | + | + | + |
Пылесос | + | + | + |
Кран-балка | – | + | + |
Диагностический сканер | – | – | + |
Консультации мастера | + | + | + |
Пистолет для шиповки шин | – | + | + |
Утилизация отходов | + | + | + |
Предугадать все потребности клиентов невозможно. Потому для тех, кому не нужен весь пакет услуг или требуется дополнительное оборудование, возможно предусмотреть расширенный прейскурант:
Услуга | Цена за час |
Ремонт бытовой техники, самокатов, велосипедов | 150 |
Осмотр автомобиля на подъемнике | 300 |
Быстрая замена масла | 400 |
Инструмент и пасты для полировки фар | 500 |
Прокат: пылесоса без другого инструмента | 150 |
пресса или сварочного аппарата без автомобиля | 400 |
сканера для диагностики и толщиномера | 500 |
И без подъемника | 300 |
Уборка после ремонта | 400 |
Помощь мастера в работе | 400 |
Ремонт мототехники на посту с подъемником | 400 |
Стоянка в боксе | 300 за ночь |
Особенности бизнеса
Автосервисы самообслуживания появились вслед за самостоятельными мойками, но такого широкого распространения не получили. Причины две: усложнение конструкции автомобилей и снижение уровня технической подготовки водителей. Но спрос на услугу постепенно повышается в связи с ростом недовольства качеством обслуживания и ценами на классических СТО среди рядовых автолюбителей.
Целевая аудитория
- Владельцы машин, у кого нет гаража или он не обустроен должным образом. При отсутствии ямы многие виды ремонта становятся недоступными.
- Водители без инструментов. Порой для устранения неисправности отвертки и ключа недостаточно, а покупать приспособления на один раз невыгодно.
- Те автолюбители, кого поломка застала врасплох. И у них нет времени на поиски мастера или ожидание в очереди по записи на ремонт.
- Владельцы мотоциклов, мопедов, квадроциклов, мотоблоков и велосипедов. Гаражей у таких чаще нет, а устраивать ремонт в квартире — плохая идея.
Заинтересовать всех потенциальных клиентов не получится, поскольку и среди знатоков устройства автомобиля есть те, кто предпочитает не пачкать руки маслом и солидолом.
Плюсы и минусы бизнес-идеи СТО самообслуживания
Помимо востребованности, у такого бизнеса есть и другие положительные стороны:
- на обустройстве мастерской возможно сэкономить, поскольку предпринимателю не придется обустраивать зону ожидания для клиентов и административную;
- клиенты не предъявят претензии, что мастера подменили запчасти, недобросовестно выполнили работу или специально затянули ремонт;
- для оснащения СТО самообслуживания не потребуется дорогостоящее специализированное оборудование – немногие автолюбители умеют им пользоваться;
- предпринимателю не придется тратить время и силы на поиск квалифицированных и порядочных специалистов. А в первое время возможно работать самому.
Минусы сервиса:
- создание любой СТО требует получения множества согласований и выполнения огромного количества нормативных требований;
- бизнес сложно назвать доступным – качественное оборудование и инструменты стоят дорого;
- предпринимателя грозит привлечение к ответственности за инциденты и происшествия, что вызваны нарушением клиентами техники безопасности.
Где открывать СТО самообслуживания
Неверно предполагать, что клиент поедет в СТО на другой конец города, чтобы поменять колесо или залить новое масло. Потому выбирать помещение нужно недалеко от мест пребывания потенциальных клиентов. Кроме того:
- автосервис самообслуживания обустраивается на виду, а не в глубине промзоны или в переулках частного сектора с разбитой грунтовкой;
- важны удобство подъезда к мастерской и близость к центральным дорогам.
Искать место недалеко от деловых и торговых центров бесполезно: работающие в них автолюбители чаще не располагают временем для самостоятельного ремонта. Лучше поискать помещения:
- в спальных районах. Водителей в них много, а гаражами владеет малая доля. Да и гаражные кооперативы находятся далеко от домов;
- возле дорог с интенсивным движением. Лучше выбирать городские улицы – на дальние расстояния на сломанных машинах обычно не ездят;
- возле традиционных автосервисов. СТО самообслуживания не станет для них прямым конкурентом, поскольку услугами таких мастерских пользуются разные люди;
- недалеко от авторынков. Посещают такие места желающие сэкономить граждане, а потому они – потенциальные клиенты.
Требования к помещению
Открывать огромный автосервис самообслуживания и в большом городе не целесообразно: в СТО на шесть и более постов половина боксов в течение дня простаивает. Новичку лучше ограничиться мастерской на три–четыре места: при норме площади 35–40 м² на каждый из них для предприятия понадобится помещение в 140–160 м². Административные кабинеты в них не нужны, но на территории СТО обязательны санузел и склад.
Цех придется приводить в порядок. Однако ограничиться покраской стен не получится, поскольку к организациям по обслуживанию автомобилей экологические, санитарные и пожарные службы предъявляют строгие требования:
- для размещения мастерской необходим участок промышленного назначения. Устройство СТО в жилых и общественных сооружениях запрещается;
- важна санитарная зона вместимостью до четырех постов составляла не менее 50 метров;
- для установки стоечных подъемников необходимо помещение с высотой потолков от 4,5 метра;
- отделочные материалы в производственной зоне должны выдерживать воздействие растворителей, тех. жидкостей, масел и горючего;
- для покрытия пола – бетон или плитка с шершавой поверхностью. Толщина и прочность – достаточные для крепления подъемников;
- для общего проветривания установить систему принудительной вентиляции с производительностью 30–40 объемов цеха в час;
- для удаления выхлопов от работающих двигателей проектируется вентиляция с гибкими воздуховодами;
- в мастерской при помощи централизованного или местного отопления поддерживать температуру не меньше 16–18°С;
- на СТО самообслуживания требуется поступление чистой и технической воды. Стоки выводить в канализацию после очистки от нефтепродуктов;
- рекомендуется применять светильники с взрывозащищенными плафонами. Уровень освещенности в ремонтной зоне – не менее 200 люкс;
- хранить горючие отработанное масло, технические жидкости, фильтры и ветошь в специально обустроенной пожаробезопасной зоне;
- помещение оснастить схемами эвакуации, системой тушения возгорания, огнетушителями и светящимися указателями выходов;
- обустроить запасный выход и обеспечить контроль за отсутствием возле него легковоспламеняющихся объектов.
Базовое оборудование
Подобрать оборудование для СТО самообслуживания сложно, производители сегодня предлагают тысячи приспособлений для разных марок автомобилей и разных работ. И мало кто из автолюбителей станет самостоятельно рихтовать кузов или заниматься проточкой тормозных дисков, а потому в приоритете простые универсальные устройства, для обращения с чем не потребуются определенные навыки. Приводим перечень основного оснащения для автосервиса на четыре поста:
Оборудование СТО самообслуживания
Название | Цена, руб. | Кол-во, шт. | Сумма, руб. |
Грузоподъемные приспособления | |||
Двухстоечный подъемник | 125500 | 2 | 251000 |
Домкрат | 2300 | 8 | 18400 |
Кран-балка | 16300 | 2 | 32600 |
Пресс гидравлический | 12000 | 1 | 12000 |
Стойка для демонтажа агрегатов | 12500 | 2 | 25000 |
Шиномонтажные приспособления | |||
Компрессор воздушный | 12100 | 1 | 12100 |
Станок для разбортовки колес | 63000 | 1 | 63000 |
Балансировочный станок | 51000 | 1 | 51000 |
Ванна шиномонтажная | 5000 | 1 | 5000 |
Вулканизатор резины | 15600 | 1 | 15600 |
Пистолет для шиповки шин | 16500 | 1 | 16500 |
Пневматический: гайковерт | 4800 | 2 | 9600 |
пистолет | 1000 | 1 | 1000 |
Ручной шиномонтажный инструмент | 11000 | 1 | 11000 |
Оборудование для диагностики | |||
Стенд: для проверки свечей | 24800 | 1 | 24800 |
для проверки форсунок | 17000 | 1 | 17000 |
Измеритель компрессии | 3600 | 1 | 3600 |
Толщиномер для ЛКП | 6700 | 1 | 6700 |
Универсальный сканер | 124500 | 1 | 124500 |
Специальное оборудование | |||
Стенд для замены тормозной жидкости | 16500 | 1 | 16500 |
Насос для замены масла | 18600 | 1 | 18600 |
Нагнетатель солидола | 9200 | 2 | 18400 |
Стенд: для замены антифриза | 18800 | 1 | 18800 |
для настройки фар | 36000 | 1 | 36000 |
Ванна промывочная | 9000 | 2 | 18000 |
Пускозарядное устройство | 5500 | 1 | 5500 |
Стенд для чистки форсунок | 45000 | 1 | 45000 |
Пылесос | 16900 | 2 | 33800 |
Инструменты | |||
Верстак металлический | 12000 | 2 | 24000 |
Съемник: масляных фильтров | 800 | 2 | 1600 |
пружин | 3000 | 2 | 6000 |
подшипников | 1100 | 2 | 2200 |
Тиски | 3500 | 2 | 7000 |
Шуруповерт | 3900 | 4 | 15600 |
Углошлифовальная машинка | 2200 | 2 | 4400 |
Полировальная машинка | 3900 | 2 | 7800 |
Точильный станок | 5500 | 2 | 11000 |
Сварочный аппарат | 5300 | 1 | 5300 |
Динамометрический ключ | 2000 | 2 | 4000 |
Набор: ключей и головок | 8500 | 4 | 34000 |
отверток и бит | 2500 | 4 | 10000 |
слесарного инструмента | 6000 | 4 | 24000 |
Тележка для инструментов | 11000 | 4 | 44000 |
Светильник с удлинителем | 400 | 4 | 1600 |
Инженерные системы | |||
Система пожаротушения | 40000 | 1 | 40000 |
Огнетушитель | 3000 | 4 | 12000 |
Система вентиляции | 200000 | 1 | 200000 |
Вытяжка выхлопных газов | 12000 | 2 | 24000 |
Охранная сигнализация | 25000 | 1 | 25000 |
Административная зона | |||
Стол администратора | 4000 | 1 | 4000 |
Компьютер | 26000 | 1 | 26000 |
Кассовый аппарат | 13000 | 1 | 13000 |
POS-терминал | 12000 | 1 | 12000 |
Wi-Fi роутер | 3500 | 1 | 3500 |
Кофе-машина | 55000 | 1 | 55000 |
Кулер | 5000 | 1 | 5000 |
Диван для отдыха | 12000 | 1 | 12000 |
Комплект санузла | 18000 | 1 | 18000 |
Спецодежда | 1000 | 6 | 6000 |
Итого: | 1569000 |
В дополнение к оборудованию обеспечьте СТО расходными материалами. Часть таковых клиенты принесут с собой, но в мастерской должны быть:
- моторные и трансмиссионные масла двух-трех востребованных марок;
- тормозная жидкость и антифриз двух-трех видов;
- растворитель, очистители деталей, преобразователи ржавчины;
- автомобильный герметик, изоляционная лента, клей;
- защитные очки, рабочие перчатки, куртки или комбинезоны;
- мыло, средства для очистки рук от мазута и грязи.
Как привлечь клиентов
Как отмечено выше, такие автосервисы не являются конкурентами для обычных СТО, поэтому предпринимателю вряд ли придется вступать с ними в борьбу за клиентов. Поэтому известите максимальное количество автолюбителей о появлении мастерской и постарайтесь донести до них преимущества формата, что все еще остается новинкой и в крупных городах. Что предпринять:
- смонтировать крупную вывеску, чтобы проезжающие мимо водители заметят издалека. Когда СТО находится в стороне от дороги, на повороте к ней установите рекламный щит или указатель;
- визитки и флаеры раскладывайте в прикассовой зоне АЗС и автомагазинов, раздавайте на крупных перекрестках и парковках торговых центров;
- повесить баннеры или наклеить плакаты возле автостоянок и на въездах в гаражные кооперативы;
- реклама на автомобиле предпринимателя. Как дополнительная услуга – предложить клиентам буксировку до СТО;
- в популярных картографических сервисах установить метки по адресу мастерской и снабдить контактными данными, фотографиями и телефонами;
- одностраничный сайт с описанием имеющегося оборудования и формой бронирования бокса. Подойдет бесплатный конструктор Гугл-Бизнес;
- реклама в местных интернет-группах автолюбителей, как вариант, создать собственное сообщество с полезной информацией о ремонте машин;
- активное участие в живых форумах о машинах вашего города;
- поток клиентов дадут городские автоклубы. Предложите членам скидку или бесплатное посещение в обмен на рекламу.
Как зарегистрировать автосервис самообслуживания
Предоставление места и оснащения для ремонта — полноценная предпринимательская деятельность, следует зарегистрировать ИП с такими кодами ОКВЭД:
Коды ОКВЭД:
45.20 | Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
45.32 | Торговля розничная автодеталями, узлами и принадлежностями |
68.20 | Аренда и управление недвижимым имуществом |
77.39 | Аренда и лизинг прочих видов оборудования и материальных средств |
Думать над выбором системы налогообложения предпринимателю долго не придется: из всех льготных режимов для автосервиса доступен только УСН, который в зависимости от уровня рентабельности можно применять со ставкой 6% оборота или же 15% прибыли.
Открытие СТО придется согласовать с проверяющими инстанциями:
- Роспотребнадзор;
- пожарной инспекцией;
- проект санзоны с Экологической службой;
- установку вывески с комитетом по архитектуре.
Нужен ли персонал
Идея автосервиса самообслуживания предполагает, что все ремонтные работы клиент будет производить самостоятельно. Однако принимать автолюбителей, предоставлять им места и инструменты, принимать оплату кто-то должен, а потому как минимум понадобятся администраторы с посменным графиком дежурства.
Полезно будет нанять автомастера широкого профиля. Его обязанности:
- консультирование клиентов по вопросам ремонта;
- платная помощь водителям при выполнении сложных работ;
- контроль над соблюдением техники безопасности.
Штат СТО самообслуживания
Должность | Ставка, руб. | Кол-во | Сумма, руб. |
Администратор | 18000 | 2 | 36000 |
Мастер | 24000 | 1 | 24000 |
Уборщик | 15000 | 1 | 15000 |
Налог на ФОТ | – | – | 35100 |
Бухгалтерское обслуживание | 5000 | – | 5000 |
Итого: | 6 | 157100 |
Бизнес-план СТО самообслуживания
Сколько стоит открыть автосервис самообслуживания? Поскольку ограничиться лишь подъемником и набором гаечных ключей при обустройстве СТО не получится, расходы на старте могут превысить 1,5–2 млн рублей. Разумеется, сэкономить можно за счет покупки подержанного или китайского оборудования, но оно вряд ли прослужит долго:
Стоимость открытия СТО самообслуживания
Статья | Сумма, руб. |
Оформление ИП | 800 |
Открытие счета в банке | 2000 |
Разрешительные документы | 15000 |
Ремонт помещения | 160000 |
Оборудование | 1569000 |
Стартовая реклама | 50000 |
Запас расходных материалов | 25000 |
Итого: | 1821800 |
Основные статьи ежемесячных расходов мастерской — аренда помещения, плата сотрудникам и пополнение запаса расходных материалов. Нельзя забывать о таких необходимых для СТО услугах, как утилизация опасного мусора и отработанных технических жидкостей, включая горюче-смазочные материалы:
Ежемесячные расходы
Статья | Сумма, руб. |
Страховые взносы ИП | 3400 |
Аренда помещения 160 м² | 64000 |
Банковские услуги | 600 |
Зарплата сотрудников | 157100 |
Интернет и связь | 2500 |
Коммунальные услуги | 15000 |
Расходные материалы | 25000 |
Услуги охранной фирмы | 5000 |
Реклама | 10000 |
Утилизация ГСМ | 6000 |
Вывоз мусора | 3000 |
Итого: | 291600 |
Рентабельность СТО
Точно рассчитать рентабельность подобного сервиса сложно, поскольку все зависит от умения предпринимателя привлечь и удержать клиентов. Однако разумно предположить, что в первое время каждый пост вряд ли будет загружен больше, чем на 40–50%. Сколько возможно заработать в таких условиях:
Выручка
Показатель | Цена, руб. | В месяц, ч. | Сумма, руб. |
Аренда по базовому тарифу | 300 | 360 | 108000 |
Аренда по расширенному тарифу | 400 | 240 | 96000 |
Аренда по ночному тарифу | 550 | 120 | 66000 |
Заказ дополнительных услуг | 400 | 180 | 72000 |
Помощь мастера | 400 | 60 | 24000 |
Ночная стоянка машин | 300 | 60 | 18000 |
Итого, руб. | 384000 |
Если каждый бокс будет занят всего 4 часов в день, вложения в бизнес окупятся примерно за два года:
Рентабельность
Показатель | Значение |
Выручка, руб. | 384000 |
Расходы, руб. | 291600 |
Валовая прибыль, руб. | 92400 |
Налог УСН, руб. | 13800 |
Чистая прибыль, руб. | 78600 |
Рентабельность, % | 26,9 |
Инвестиции, руб. | 1821800 |
Период окупаемости, мес. | 23,2 |
Заключение
Автосервис самообслуживания пока остается новинкой, а потому искать способы повышения прибыльности дела и создавать стратегии его развития энтузиастам приходится на собственных ошибках. Некоторые рекомендации составляются и на основании опыта классических СТО:
- при заказе определенных услуг или аренде бокса на целый день предоставляйте клиенту какое-то оборудование бесплатно;
- для удобства автолюбителей имейте электронные и бумажные версии схем, каталогов и инструкций по ремонту разных машин;
- для избежания простоя в часы низкой загрузки снижайте на это время арендную плату или оказывайте определенные услуги бесплатно;
- при мастерской откройте магазин расходных материалов и запчастей, а также создайте сервис поиска и заказа деталей по модели автомобиля.
Вы забыли ещё про доп заработок как сбор и сдача металлолома, кстати таким образом можно покрыть некоторые расходы...