Что такое ликвидность

Многие даже не представляют, что такое ликвидность. Под данным словом, происходящим от латинского «liquidus» («текучий», «жидкий»), чаще всего понимают мобильность активов, обеспечивающую способность их владельца оплачивать обязательства без перебоев и в срок.

Про ликвидность простыми словами

На сегодня выделяют несколько понятий, связанных между собой: ликвидность активов, имущества, баланса, предприятия, рынка, денег, фондового рынка. Ликвидность бухгалтерского баланса — основа ликвидности предприятия, поскольку для него важнее наличие денежных средств, чем прибыли. Отсутствие денег часто приводит к плачевному финансовому состоянию.

Примечательно, что ликвидность баланса — более емкое понятие, чем ликвидность имущества. Этот термин применяют к предприятиям, банкам, фондовым рынкам, различным организациям, ценным бумагам. Соотношением суммы денежных средств и реализуемых в кратчайшие сроки активов и суммы текущих пассивов (обязательств) определяют степень ликвидности. Понятием «ликвидный» обозначают любой актив, быстро обращаемый в деньги. К такой категории относят:

  • акции и облигации больших акционерных компаний;
  • ценные бумаги государства;
  • срочные векселя известных компаний;
  • бесспорную дебиторскую задолженность;
  • легко реализуемые ценности;
  • драгоценные металлы.

Чем значительнее доля таких активов, тем выше ликвидность.

Виды активов

Графики и схемы

Ликвидность — способность ценностей (активов) в кратчайшие сроки быть реализованными по близкорыночной цене. В любой организации бывают следующие виды активов:

  • неликвидные, конвертируемые в деньги по балансовой стоимости только после длительного периода времени и те, что не реализуются никогда. Они включают в себя различные строения; оборудование и машины, которые подготовлены к монтажу; активы нематериальные; незавершенное строительство; долгосрочные финвложения; просроченную дебиторскую задолженность; запасы продукции, не нашедшей сбыта;
  • низколиквидные (медленно реализуемые), продаваемые по стоимости приближенной к рыночной за значительный промежуток времени. К ним относят некоторые основные фонды, отдельные виды запасов, долгосрочную задолженность дебиторов;
  • ликвидные, продаваемые сравнительно быстро. Они включают краткосрочную задолженность дебиторов; некоторые запасы; ценные бумаги компании;
  • высоколиквидные, которые реализуются очень быстро. К ним относят деньги на счетах, в кассе; краткосрочные вложения; векселя; ценные бумаги государства.

Ликвидность предприятий

Ликвидность предприятия — это способность оплатить краткосрочную (текущую) кредиторскую задолженность с помощью реализации оборотных активов. При финансовом анализе производится оценка его платежеспособности. Основной его инструмент – это финансовые показатели, именуемые коэффициентами ликвидности. Они исчисляются по данным финансовой отчетности. Эти показатели характеризуют номинальную способность предприятия погасить текущую задолженность текущими активами. Нередко их расчет сопровождается модификацией баланса, которая производится для получения адекватной оценки ликвидности разных видов активов.

Все ценности различаются разным уровнем ликвидности. Именно из-за этого некоторые составляющие баланса предприятия при его модификации выносятся за пределы активов. Во время определения коэффициентов ликвидности их не учитывают. Выделяют 4 группы активов:

  • самые ликвидные (А1);
  • реализуемые быстро (А2);
  • реализуемые медленно (А3);
  • реализуемые с трудом (А4).

Обязательства (пассивы) выделяют в 4 группы:

  • самые срочные (П1);
  • краткосрочные (П2);
  • долгосрочные (П3);
  • постоянные (П4).

Предприятие можно называть ликвидным только тогда, когда выполняются такие условия: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4 (обладает регулярным характером). При выполнении 3 первых неравенств, последнее выполняется обязательно.

Ликвидность активов

Показатели ликвидности предприятия

При оценке степени платежеспособности предприятия определяют такие коэффициенты:

1. Ктл (текущей ликвидности), характеризующий его возможности в погашении текущей кредиторской задолженности оборотными активами. Его также именуют коэффициентом покрытия долгов. Он характеризует платежеспособность с учетом ожидаемых поступлений дебиторской задолженности. Проще говоря: если текущие активы>текущих пассивов (обязательств), то предприятие функционирует успешно. Коэффициент текущей ликвидности вычисляют так:

Ктл = (ОА)/КО,

где ОА – оборотные активы, КО – обязательства краткосрочные;

Ктл = (А1+А2+А3)/(П1+П2).

Чем выше показатель Ктл, тем выше и платежеспособность. У разных предприятий может быть различный Ктл. Нормальным считается тот показатель, который находится в пределах 1,5-2,5.

2. Кбл (быстрой ликвидности), отражающий возможности предприятия погасить краткосрочные обязательства при возникновении проблем со сбытом продукции. Коэффициент быстрой ликвидности вычисляют только по определенным видам активов. Он равняется отношению ликвидных текущих активов (ТА) и обязательств (ТО):

Кбл = (ТА–З)/ТО,

где З – запасы;

Кбл = (А1+А2) /(П1+П2).

Оптимальным его значением считают то, что вписывается в диапазон 0,7-1,0. Рост Кбл, связанный с увеличением дебиторской задолженности, не является положительным показателем хозяйственной деятельности.

3. Кал (абсолютной ликвидности), устанавливающий, какую часть задолженности можно быстро погасить. Расчетные данные берут из формы №1, но в активы предприятия включают только денежные средства и активы, приравненные к ним. Кал определяют по таким формулам:

Кал = (ДС + КВ)/(КП — ДБП — РБР),

где ДС – денежные средства; КП – пассивы краткосрочные; РБР – резервы будущих расходов; КВ – капитальные вложения; ДБП – будущие доходы;

Кал = А1/(П1+П2).

Самый жесткий из показателей платежеспособности — это коэффициент абсолютной ликвидности. Нормальное его значение не может быть меньше 0,2, что говорит о том, что предприятие каждый день сможет оплачивать до 20% текущих обязательств.

Ликвидность рынка

Под этим понятием понимают реакцию рынка на колебания спроса/предложения с помощью привлечения покупателей и продавцов. Для признания его ликвидным на нем в достаточном количестве должны регулярно проводиться сделки купли-продажи. Разница в цене спроса (заявки на покупку) и цене предложения (продажи) должна быть небольшой. На высоколиквидном рынке одна любая сделка не оказывает ощутимого влияния на стоимость товара. Другими словами: ликвидность рынка – это его способность амортизировать колебания в спросе/предложении без существенных колебаний цен товара.

Ликвидность денег

Ликвидность денег

Главное свойство денег – их ликвидность. Она представляет собой возможность их использования, как средства платежа в приобретении товаров и иных благ. Такой показатель свидетельствует об их способности не терять свою номинальную стоимость. Деньги больше других активов защищены от колебания их ценности. Как правило, деньги имеют абсолютную ликвидность в рамках определенной экономической системы, хотя они не всегда обмениваются на товар в короткие сроки. Совершенная денежная ликвидность возможна в условиях устойчивой валютной системы.

Ликвидность ценных бумаг

Этот термин, используемый в отношении фондового рынка, означает способность в наименьшие сроки купить/продать любой биржевой инструмент (валютную пару, акции, фьючерсы) без потери в их цене. Он означает их сравнительное количество, которое обменивается на деньги за небольшой период времени без серьезного изменения их рыночной стоимости. Низкая ликвидность является доказательством того, что ценные бумаги за определенное время не будут проданы/куплены без значительных финансовых потерь.

Высокая ликвидность показывает, что бумаги могут быть быстро проданы/куплены без серьезного влияния такой операции на существующий уровень рыночной цены. Данный вид ликвидности оценивается по числу сделок (объему торгов). Также учитывают и величину спреда (разница между наивысшими ценами спроса и минимальными ценами предложения). При этом чем больше число сделок и меньше спред, тем выше ликвидность ценных бумаг.

Комментарии
  • А как именно акции компаний формируют ликвидность предприятия? Ведь неизвестно наверняка сколько будет завтра стоить акция той или иной компании? Вдруг они обесценятся до копеек завтра? А если поднимутся в цене, то скорее всего продать их будет невероятно сложно. Мне кажется на них вообще не стоит надеяться, как лотерейка. По остальным пунктам вопросов нет.

Оставьте свое мнение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector