Прежде чем понять, что такое роялти, разберемся подробнее с основным термином. Франшиза – экономические отношения между двумя игроками на рынке, когда одна сторона (франчайзер) передает право на использование своей бизнес-модели другой (франчайзи).
Такое сотрудничество больше соотносится с малой формой предпринимательства, так как клиент получает готовый продукт, упрощающий вхождение в соответствующий сегмент рынка. Имеющийся у франчайзи капитал инвестируется в успешный бизнес, обусловленный раскрученным брендом, созданной репутацией и др.
Для заключения сделки по франшизе подписывают договор с пунктом об условиях оплаты. Значимость его связана с тем, что предусмотрена вариативность форм расчетов.
Роялти
Термин имеет французское происхождение и его можно перевести как «доля короля». Это способ вознаграждения в отношении правообладателя.
Принято выделять три формы оплаты.
- Процент с оборота, когда франчайзи выплачивает ставку, применяемую к объему продаж. Наиболее распространенный вид.
- Процент от количества реализованной продукции за минусом расходов, отнесенных на себестоимость единицы товара (маржа). Целесообразен при наценках разного уровня.
- Фиксированный платеж – регулярная сумма, которая устанавливается в связи с невозможностью определить точный объем дохода.
Попытаемся несколько сузить понятие «роялти» и разобраться, за что взимается плата франчайзером. На первое место в списке характеристик покупаемой услуги ставим передачу прав по использованию бренда. Франчайзер уступает свой продукт или услугу при условии соблюдения правил.
Взамен франчайзи получает поддержку в построении бизнеса без затрат на раскрутку бренда, так как у него есть готовый продукт. Ему предоставляют связи с контрагентами и поставщиками, предлагают помощь в подборе персонала, обеспечивают оформление.
Паушальный взнос
Основное отличие от роялти – это одноразовый платеж. Обычно франчайзи выплачивает его сразу и полностью, но можно заключить такой договор франшизы, когда сумма разбивается на несколько частей, которые вносятся по графику.
Паушальный платеж – это те расходы, которые позволяют вступить в сеть на условии единовременной траты средств. Размер платежа связан с созданием системы франчайзинга на условиях предельной эффективности.
Как формируется паушальный взнос
Сформулированной системы расчета не существует. Любая компания вправе использовать свой метод.
Обычно платеж соотносится с затратами на регистрацию предприятия в условиях франшизы. Во внимание также берутся расходы по его запуску в работу – аренда помещений, маркетинговая стратегия, обучение сотрудников. Сметы индивидуальны, поэтому сложно указать все виды возможных расходов.
Покупка франшизы это идеальный вариант для начинающих предпринимателей, ограниченных в финансовых средствах.Тебе все расскажут, покажут, снабдят рекламной информацией и завезут готовую продукцию. Единственный минус, это оплата процентов в пользу франчайзера. Да, и еще штрафы за нарушения договора присутствуют. А так вариантов франшиз очень много.