Кадровая служба (КС) организации – структурное объединение, выполняющее обязанности по контролю над персоналом. Первоначальная задача – оптимизация процесса труда.
Содержание
Цель отдела кадров
Уровень компетентности КС и пределы полномочий разделяют так:
- Полная подчиненность административному управляющему (все координирующие схемы находятся в единой подсистеме).
- Прямое подчинение директору предприятия.
- Имеет статус второй ступени в вертикали после руководителя.
- В управление предприятием включена КС.
Организационная схема службы зависит от:
- деятельности;
- количества работников по штату;
- уровня управленческого потенциала КС.
Организационная структура отдела персонала
- Быстрое реагирование на изменения, дополнения.
- Оптимизация функций сотрудников с передачей прямого контроля нижнему управленческому звену.
- Распределение, закрепление назначений внутри организации.
- Регулирование рационального количества работников, находящихся в подчинении у управленца.
- Соблюдение прав, обязанностей работников.
- Четкое распределение организационных полномочий.
- Минимизация трат управленческой структуры.
Это неполный список. На схему работы влияют группы факторов:
- Особенности устройства организации.
- Технологии, вид производства.
- Стиль корпоративной этики.
- Разработка или следование эффективным существующим схемам.
На проектирование организационного устройства службы может влиять один или несколько факторов. За исходные данные берут показатели:
- Количество ступеней руководства.
- Штат.
- Тип управления.
Структура отдела кадров объединяет два уровня – функциональный и линейный. Первый тип управления отображает разделение между руководящим составом предприятия и другими звеньями. Для его построения, закрепления технологической последовательности производства за каждым руководителем (или уполномоченным лицом) применяют принцип матрицы.
Обязанности кадровиков
Должностные обязанности этих специалистов сформулированы в ТК РФ.
Основное внимание уделяют эффективному управлению штатными ресурсами:
- Налаживание отношений.
- Оценка соответствия соискателя на должность.
- Разработка обучающих программ и социальных проектов для сотрудников фирмы.
- Мотивация и стимулирование рабочего потенциала.
Эти функции требуют регулярных внутренних нововведений, подготовки специалистов для службы, разработки программ, тренингов.
Действия обусловлены необходимостью качественного выполнения ряда функциональных задач:
- Установление квалификационного уровня в соответствии с текущими экономическими требованиями.
- Контроль увеличения трат на рабочий процесс.
- Формирование корпоративной политики с учетом установленного многонационального сочетания сотрудников.
- Отдел по персоналу занимается урегулированием рабочих отношений по с ТК РФ.
- Внедрение удаленного доступа к ресурсам организации.
Условно выделяют два функциональных направления КС:
- Контроль отношений в коллективе.
- Документальное фиксирование трудового договора.
Первый пункт означает:
- Штатное планирование.
- Укомплектование персонала предприятия.
- Оценка соответствия занимаемой должности.
- Обучение, карьерный рост работников.
- Система поощрения в социальной сфере.
- Соблюдение безопасных условий работы.
Условия трудового соглашения должны быть зафиксированы в документах отдела персонала:
- Распоряжения, приказы.
- Заполнение установленных учетных информационных форм.
- Оформление и ведение трудовой документации.
- Формирование личного дела.
- Консультационные услуги.
- Расчет графика рабочего времени.
- Выдача документов для выплат (льготы, пособия).
Функциональный ряд КС требует качественного подбора ее сотрудников.
Организация работы кадрового отдела
Количество специалистов для КС обосновано рациональным разграничением и стабилизацией трудового процесса каждого отдельного предприятия. Для этого используют «Квалификационный справочник», в котором обозначены должности:
- управленческий состав;
- специалисты;
- технические исполнители.
По каждой есть характеристика, включающая предписания:
- круг обязанностей;
- специальные знания;
- квалификационные требования.
Организация работы отдела кадров происходит в соответствии с уровнем сложности и объемом поставленных задач. Каждый сотрудник должен обладать знаниями и навыками:
- Полное владение информацией о специфике предприятия.
- Управленческие и лидерские качества.
- Обучаемость.
- Владение основами финансового формирования.
- Дипломатические навыки.
КС организаций предоставляют следующие вакансии:
- Руководитель службы управления персоналом.
- Менеджер:
- по кадровой работе;
- социальным льготам;
- компенсациям;
- Специалист:
- по работе с соискателями;
- обучению;
- трудоустройству;
- кадрового делопроизводства.
Наличие должностей определяется спецификой предприятия и функциональными задачами службы персонала.
От правильно созданной кадровой службы организации зависят очень многие показатели ее деятельности, поэтому такие статьи актуальны всегда и помогают руководителю правильно сориентироваться при создании штата кадровой службы. У меня давний многолетний опыт работы руководителем отдела кадров при штате более тысячи человек, очень сожалею, что в то время не было подобных материалов, многих проблем в работе удалось бы избежать.