Нематериальная мотивация иногда важнее и эффективнее денежного стимулирования работника. Только с помощью премий невозможно долго удерживать самоотдачу персонала. Руководству предприятия необходимо внедрять другие методы.
Содержание
Цели мотивации
- Развитие наиболее приоритетных направлений предприятия.
- Вовлечение всех сотрудников организации.
- Обновление мотивационных программ. Единообразие перестанет приносить результаты.
- Использование различных инструментов. Чтобы стимулировать эффективную работу всего предприятия в целом, необходимо выявить потребности всех работников.
Система нематериальной мотивации сотрудников
Для облегчения задачи можно воспользоваться пирамидой Маслоу. Она позволит определить приоритетные нужды сотрудников. Зная их, руководству будет проще разработать систему мотивации:
- Потребности физиологического характера. Инструмент – материального стимулирования.
- Защита и безопасность. Необходима благоприятная эмоциональная обстановка в коллективе. На эффективности труда таких работников отрицательно сказывается информация о возможности сокращения или расформировании предприятия.
- Потребности социального характера. Общение и поддержка в коллективе, от руководителя.
- Уважение. Такие работники нуждаются во внимании, их стимулирует сознание того, что труд оценят.
- Самореализация. Можно поручить решение нестандартных и сложных задач.
Эффективный руководитель предприятия понимает, что все категории работников имеют желания и потребности. После удовлетворения одних появляются новые, более высокого уровня.
Инструменты нематериальной мотивации персонала
- Организация совещаний, где обсуждаются новости и планы развития предприятия. Такой метод позволяет сотрудникам быть в курсе дел.
- Проведение соревнований, конкурсов.
- Поздравление работников с праздниками. Поводы – личные события и производственные: стаж на предприятии, назначение на новую должность, день рождения. Поздравление должно быть публичным, в присутствии коллектива.
- Обучение, тренинги, семинары. Можно отправлять перспективных сотрудников для участия в конференциях, на курсы повышения квалификации.
- Извещение работников о достижениях коллег. Заслуги можно печатать в местной газете, на сайте предприятия.
- Обратная связь. Применяется анонимным или открытым путем, когда предложения и пожелания размещают на доске или выносят в обсуждение на планерках. У сотрудников будет складываться понимание, что их мнение учитывается. Рациональные и интересные предложения могут внедряться и поощряться.
- Организация мероприятий: банкет или совместный отдых на природе, поход в кино. Инструмент укрепляет взаимоотношения в коллективе, формирует единой команды. Возможна также уборка территории и офиса.
Другие способы предполагают организацию мест для отдыха. Благодаря оборудованной кухне, раздевалке сотрудники смогут обедать в комфортной обстановке, а не за рабочим столом.
6 приемов нематериальной мотивации
- Приветствовать персонал по имени.
- Иногда разрешать уходить с работы раньше, брать дополнительные дни отдыха.
- Поощрительные мероприятия для «незаметных» сотрудников коллектива.
- Устраивать чаепития с конфетами, тортом или фруктами.
- На каждом рабочем месте поставить таблички с указанием должности – приятно чувствовать авторитетность.
- Советоваться с коллективом. Необходимо сообщить о серьезной задаче или проблеме, выслушав предложения персонала по ее решению.
Некоторые инструменты разработаны организациями самостоятельно. Формирование гибкого графика позволяет начать рабочий день раньше и решить большее количество личных дел в вечернее время.
Другим способом мотивации может стать право выбора. Отличившемуся сотруднику дают возможность определить для себя предпочтительное время отпуска или работу, которой он хотел бы заниматься. Другим сотрудникам придется выбирать из оставшихся вариантов.
В некоторых случаях выражение публичной благодарности может самым положительным образом сказаться на эффективности труда работников, стимулируя их на проявление инициативы.
Все эти приемы и методы конечно стоит применять любому руководителю, но мне кажется, что лучше материальной мотивации ничего не придумаешь. Безусловно есть какая-то доля сотрудников, которая работает за идею, но в основном люди идут на работу, чтобы заработать денег. Мало кто занимается действительно любимым делом. Поэтому, если пообещать работнику премию, то он будет работать без устали.
По себе знаю, что есть работа по зарплате очень достойная, но ходишь туда, как на каторгу и в коллективе все злые друг на друга. Как не крути, руководство должно уделять внимание атмосфере в коллективе. Создавать различные корпоративный и защищать своих работников, через тот же профком. Тогда и результативность труда вырастает и общая репутация растет.