Эффективное управление персоналом магазина – залог роста предприятия. Узнайте, какие профессиональные навыки и обязанности продавца-консультанта нужно учесть при приеме на работу.
Содержание
Общие требования к продавцу-консультанту
Профильного образования и навыков не потребуется, однако нужно обладать определенными чертами характера и особенностями общения и поведения.
Общие требования к консультанту:
- знание товара/услуги;
- грамотная речь;
- владение нормами этикета;
- умение сдерживаться;
- коммуникабельность;
- доброжелательное отношение к людям.
Продавцам-консультантам приходится долгое время проводить на ногах без отдыха. Поэтому они должны иметь хорошее здоровье и быть физически выносливыми. Обязательно, чтобы сотрудник понимал специфику товара, который реализовывает. К работникам могут предъявлять дополнительные требования – знание ПК, компьютерных программ, владение иностранным языком. Опыт работы по специальности будет преимуществом.
Обязанности продавца-консультанта
Перечень основных обязанностей продавца-консультанта независимо от специализации торгового предприятия:
- помощь клиентам в выборе необходимых покупок из ассортимента, которым располагает магазин, консультации по особенностям и потребительским качествам товара;
- оформление витрин, выкладкf товаров на торговых полках, стеллажах;
- помощь товароведу или руководителю магазина в приемке товара;
- предпродажную подготовку ‒ распаковку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств, сборку и т. д.;
- контроль наполнения торгового зала;
- участие в рекламных акциях, проводимых магазином;
- при отсутствии кассира ‒ работу с кассовым аппаратом;
- контроль за наличием ценников, соблюдением сроков реализации ;
- упаковку и вручение клиенту покупки с необходимыми сопровождающими документами;
- участие в инвентаризациях, сверках;
- отчетность за реализованную продукцию;
- работу с документацией по наличию, запасам и остаткам товаров;
- поддержание порядка в торговом помещении.
Безупречное выполнение должностных обязанностей обеспечивают профессиональные навыки продавца-консультанта.
Профессиональные навыки продавца-консультанта
Профессиональные навыки хорошего продавца не исчерпываются знанием цен, ассортимента, характеристик и достоинств товара. Они гораздо шире. Прирожденный продавец-консультант способен успешно работать с любым контингентом покупателей: в минимально короткое время определить статус потенциального клиента, подобрать подходящий товар, в каждом конкретном случае выбрать оптимальную схему продажи и реализовать ее.
В этом ему помогают:
- общительность, умение направить разговор в нужное русло;
- доброжелательность;
- умение слышать клиента;
- самообладание и терпение в трудных ситуациях;
- способность устанавливать позитивные отношения с покупателями, при необходимости мягко гасить возникающие конфликты;
- владение правильной и простой речью;
- вежливость, хорошие манеры;
- дисциплинированность и ответственность.
Мотивация персонала магазина
Под материальной мотивацией сотрудников, занятых в сфере торговли, понимают формирование понятной процедуры расчета заработной платы и системы поощрения. В качестве оплаты труда в магазинах предпочтительнее использовать оклад и премии, которые зависят от продаж.
Для стимулирования продаж можно организовать премирование самых результативных работников – деньгами, сертификатами, бонусами или скидками.
Дополнительно стимулировать заинтересованность в повышении квалификации можно надбавками к заработной плате.
Для управления персоналом в магазине руководство фирмы может разработать систему наказаний – штрафы за некорректное поведение на рабочем месте, опоздание и другие проступки. В данном случае важна умеренность – штрафы должны быть неприятны для сотрудников, но не разорительны. Иначе вместо повышения дисциплины персонал будет демотивирован.
Нематериальная составляющая мотивации
Важную роль для эффективной работы играет коллектив и взаимодействие его членов. Благоприятная эмоциональная обстановка –неотъемлемый компонент нематериальной мотивации сотрудников.
Основные инструменты:
- корпоративная культура;
- заполнение доски почета;
- рост в карьерном направлении;
- доброжелательный коллектив.
В целях формирования корпоративной культуры организовывают деловые и неформальные мероприятия, которые укрепляют взаимоотношения в коллективе. Практика вывешивания на доске почета фотографий лучших сотрудников увеличивает рост личных продаж.
Если в организации редко открываются вакансии, позволяющие реализовать карьерный рост, руководство может разработать систему в зависимости от уровней мастерства или категорий, которые будут достигнуты при определенных результатах.
Главный аспект мотивации – атмосфера в коллективе, поскольку на работе человек проводит значительное время в течение дня. Напряженные взаимоотношения нередко провоцируют текучесть персонала, тогда как результативность заметно повышается в сплоченной команде.
Благодаря грамотному совмещению материальной и нематериальной составляющих руководство торгового предприятия может наладить эффективную работу, гарантируя стабильную прибыль организации.
После прочтения статьи, невольно ставишь себя на место сотрудника магазина и начинаешь лучше понимать и видеть что это не просто продавец, а специалист, который всегда окажет практическую помощь в выборе того или иного товара, с интересом прочитала про корпоративную культуру, мотивацию сотрудников, торговые предприятия постепенно принимают западную схему обслуживания.
Помимо знаний товара и дружелюбного отношения к клиентам лучше, чтобы продавец владел навыками активных продаж, чтобы у покупателя не было шанса уйти из магазина без покупки. Руководство может отправить продавца на курсы. Это однодневный курс, где рассказывается техника продаж, а также психология человека. Это будет весомый вклад в бизнес. А также надо искать на должность продавца порядочного человека.