Фирменный стиль является обязательным атрибутом современной компании. Под товарным знаком понимают комплекс определенных элементов — название, информация в текстовом виде и графика, наиболее полно характеризующих продукт бренда. Российское законодательство, наряду с вышеописанным понятием, регламентирует «знак обслуживания».
Содержание
Чем отличается товарный знак от торговой марки
Понятия торговой марки в российском правовом пространстве не существует. Однако часто этим термином ошибочно именуют товарный знак (ТЗ). Недоразумение возникло из-за принятого в европейских странах понятия trade mark ™. Оно может распространяться на широкий ряд объектов интеллектуальной собственности, в то время как товарный знак является фирменным символом и относится к конкретному изображению логотипа.
Гражданский кодекс РФ в главе 76 ч. 4 определяет товарный знак как продукт интеллектуальной собственности, что гарантирует государственную защиту объекта. Он должен отличаться уникальностью, право на его использование принадлежит владельцу. Если регистрацию знака нужно осуществить быстро и на качественном уровне, воспользуйтесь предлагаемой ниже инструкцией.
Следует отметить, что российское законодательство никак не обеспечивает защиту зарубежных ТМ, не имеющих зарегистрированных ТЗ в Российской Федерации.
Также торговой маркой именуется аналог товарного знака в Украине — это вызывает излишнюю путаницу, особенно при заключении контрактов на экспорт или импорт продукции. При этом законодательная база ТЗ в России и ТМ в Украине практически не отличается.
Процесс разработки товарного знака
Если ваш бизнес сопровождается продажей продуктов, имеющих название и дизайн, данный пункт можно пропустить, так как товарный знак уже существует.
Когда компания только планирует приступить к выработке фирменного стиля, следует придумать:
- название товара или фирмы;
- рекламный слоган;
- логотип.
Также с помощью дизайнеров можно разработать цветовую гамму стиля, включая шрифтовое описание.
Проверка уникальности
Любой торговый знак должен быть уникальным. Поэтому необходимо проверить, насколько это требование соответствует истине. Обратитесь к реестрам Роспатента для поиска похожих вариантов логотипов. Это можно сделать самостоятельно посредством интернета или с помощью услуг специалистов.
Главное осознать важность проверки, так как некачественный поиск чужого бренда приводит к негативным последствиям. Это может быть выражено в отказе регистрации и финансовых потерях в виде уплаченных пошлин. Вовремя найденные сходства дают возможность внести поправки в дизайн торгового знака.
Помните, что использование общедоступных баз в интернете не является стопроцентной гарантией отсутствия совпадений. Чиновники имеют доступ к большему объему информации, что увеличивает вероятность нахождения похожих логотипов и приводит к проблемам с оригинальностью знака. Обращайтесь к профессионалам, имеющим опыт в области патентной экспертизы.
Классификация товаров
Товарный знак, прошедший процедуру патентирования, представляет собой символ, изменение которого невозможно. Правильно определите классификацию товаров (услуг), имеющих отношение к фирменному стилю, прошедшему регистрацию.
Для выбора классов продукции используется международный классификатор. Это сложный документ, поскольку большое количество наименований может одновременно находиться в разных разделах. В связи с этим поиск приходится осуществлять как по назначению товара, так и по ряду его свойств. Чтобы упростить процесс, предварительно ознакомьтесь с методическими рекомендациями Роспатента.
Документы для подачи заявки
Товарный знак — это интеллектуальная собственность, регистрируемая государством. Для осуществления этой процедуры физические лица предоставляют следующую документацию:
- заявление на регистрацию;
- свидетельство ИП;
- изображение логотипа в восьми экземплярах;
- перечень товаров, относящихся к регистрируемому знаку, на основании международного классификатора (МКТУ);
- квитанции, подтверждающие оплату пошлин.
Для юридических лиц список тот же, но с добавлением устава и свидетельства с кодом ОКПО в виде копии с подписью руководителя компании.
Подача документов
Собранный пакет предоставляют в Роспатент одним из способов:
- при личном обращении в отделение;
- посредством почтового отправления;
- с помощью онлайн-заявки с предварительной установкой специального ПО;
- факсом, что должно соотноситься в дальнейшем с передачей оригиналов;
- через специализированную фирму.
Патентное бюро зарегистрирует заявку и сообщит отправителю ее номер.
Анализ документов
Роспатент проводит в отношении всех поступающих заявлений экспертизу формального характера — проверяется правильность заполнения и наличие требуемых бумаг. Анализ длится до двух месяцев. При отсутствии замечаний начинают работу по сути.
Проверяют уникальность фирменного знака и выявляют соответствие классам товаров, указанным в заявке. На это может уйти до 1,5 лет. На данном этапе идет активная переписка с заявителем по поводу уточнений. Если претензий со стороны Роспатента не возникает, принимается положительное решение по поводу регистрации представленного товарного знака.
Сертификат
После получения уведомления о регистрации оплачивают пошлину и предоставляют квитанцию в Роспатент. Выдача сертификата осуществляется в течение двух месяцев с даты оплаты. Этот срок отводится для внесения записи о зарегистрированном ТЗ в государственный реестр, что сопровождается публикацией в бюллетене «Товарные знаки».
С этого момента владелец логотипа становится обладателем исключительных прав на него, а это позволяет контролировать использование данной интеллектуальной собственности другими лицами. При обнаружении таких фактов владелец на законных основаниях сможет потребовать возмещение убытков. Кстати, свидетельство о регистрации нужно подтверждать раз в 10 лет.
Товарный знак является собственностью, что предполагает конкретную стоимость, отражаемую на балансе компании в виде нематериального актива. Права на такой знак могут не только продаваться, но и передаваться на различных условиях.
Стоимость регистрации
С тем, как зарегистрировать товарный знак в России самостоятельно мы разобрались, теперь конкретизируем информацию относительно расходов по получению сертификата:
- проверка документов — 2 700 руб.;
- экспертиза одного класса товаров — 11 500 руб.;
- дополнительные классы по отдельности — 2 050 руб.;
- внесение поправок в предоставляемые документы — 4 900 руб.;
- подача запрашиваемых материалов после истечения отведенных сроков — 8100 руб.;
- возможность игнорирования запроса Роспатента в течение одного месяца — 850 руб.;
- выдача сертификата — 16 200 руб.
Отталкиваясь от предложенных расценок, можно выяснить, что минимальные расходы по регистрации товарного знака составляют 30 000 руб., если предполагается один класс по МКТУ. В случае ошибок траты компании будут увеличиваться на 5 000 руб. за каждый недочет, а обжалование отказа обойдется в 13 500 руб.
Если вы не уверены в собственных возможностях, воспользуйтесь услугами специализированной компании для оформления товарного знака, это обойдется в среднем в 20 тыс. руб. Сотрудники фирмы возьмут на себя переговорный процесс с Роспатентом, что не только сэкономит время, но и сократит денежные расходы за счет минимизации количества ошибок.
Существует быстрый способ регистрации, проводимый в рамках международной процедуры в соответствии с Мадридским соглашением. Стоимость сертификата выше, но на его оформление понадобится от 6 до 12 месяцев, а действие документа распространяется на несколько десятков стран.
Наша фирма планирует регистрацию товарного знака, вот нашла здесь много полезной информации. Однако, как я вижу, это дело не быстрое, да и не дешевое. Посоветуйте, с чего начать и как минимизировать расходы. Сам товарный знак уже существует и фирменный стиль тоже. Знак будет относиться к нескольким классам товаров. Может подскажите, в какую фирму обратиться в Новосибирске? Чтобы быть уверенной в квалификации. Спасибо.
Готовились зарегистрировать свой знак.И я вот пролазил весь интернет пока не наткнулся на вас.Статья очень полезная я получил информацию по регистрации,что в свою очередь обеспечит уменьшения времени.
Да не так то просто зарегистрировать товарный знак, думаю, лучше всего поручить это дело юристам. Кстати, что интересно, лазил в инете по этому вопросу информации много, но в основном одна вода. Это единственный сайт, где все подробно описано. В общем то дело затратное. Что то я ценами как то возмущен, каждая мелочь платная, в общей то суме выходит прилично.