Антикризисное управление персоналом организации — спасательный круг для бизнеса

Для реализации эффективного антикризисного управления необходимо организовать тщательную и продуманную подготовку действий и мероприятий, после реализации которых можно будет свести к минимуму негативные последствия. Управление персоналом в период кризиса и в обычное время значительно различается, во первом случае тактика должна быть ориентирована на вывод предприятия из сложной ситуации. Рассмотрим эти моменты подробнее.

Основы управления персоналом в кризисной ситуации

Особенности антикризисного управления персоналом предполагают соблюдение определенных принципов, которые учитывают закономерности социально-экономического характера. Следование данным принципам позволит мотивировать сотрудников предприятия даже в самых трудных ситуациях.

антикризисное управление персоналом организацииСреди основных принципов управления кадрами, в том числе и антикризисного, необходимо отметить следующие:

  1. Системность. Подразумевает решение кадровых вопросов в организации руководством совместно с кадровой службой, когда учитываются особенности внешней среды предприятия.
  2. Справедливость, предполагающая равные возможности всех сотрудников. Исключает любые проявления дискриминации, обеспечивая одинаковые права для каждого сотрудника. Для данного принципа характерно назначение руководящего персонала в соответствии с их производственной результативностью.
  3. Уважительное отношение. Благодаря данному принципу руководство предприятия обеспечивает лояльность со стороны сотрудников, которая особенно необходима в кризисный период. Чтобы повысилась мотивация персонала в кризис, следует поощрять профессиональные качества, инициативу. Немаловажным является обеспечение условий для профессионального, а также творческого развития.
  4. Командное единство. Необходимо для формирования коллектива, объединенного общими целями и приоритетами организации. В сформировавшемся коллективе каждый сотрудник принимает ответственность за результаты коллектива в целом, направляет свои действия на выполнение общих для организации и коллектива задач. Данный принцип подразумевает приспособление функций каждого отдельно взятого сотрудника к производственным условиям, при этом действия руководства исключают агрессивные методы управления. Читайте как нематериально мотивировать персонал к сплоченности.
  5. Горизонтальное взаимодействие. Подразумевает делегирование полномочий менеджерам более низких звеньев, что дает им возможность принимать решения в условиях производственной необходимости.
  6. Социально-правовая защищенность. Данный принцип основывается на выполнении руководством предприятия Трудового Кодекса и Конституции РФ. Все действия руководящего состава должны иметь юридическое обоснование, что гарантирует сотрудникам соблюдение их прав, отсутствие конфликтных ситуаций, особенно если речь идет о сокращении части персонала.

Тактика антикризисного управление персоналом организации

мотивация персонала в условиях кризисаСпециалисты в области менеджмента разработали несколько приемов, приемлемых для управления персоналом в условиях кризиса. Данные приемы ориентированы на применение руководством и могут использоваться с учетом сложности определенных ситуаций. Антикризисное управление персоналом организации предполагает:

  1. Руководитель должен дать понять подчиненным, что ситуация находится под его контролем. Это один из ключевых приемов, применяемых в условиях кризиса.
  2. Должна быть определена команда, осуществляющая свою работу во время кризиса. В ней четко распределяются действия и задачи. Каждый работник занимается выполнением определенных обязанностей.
  3. Руководителю необходимо сохранять спокойствие, не паниковать, бурные и эмоциональные реакции исключены. Поскольку персонал перенимает настроение руководства.

Также психологи советуют в качестве одного из антикризисных приемов «замедлять шаг».

Как известно, генералы не бегают, потому что в мирное время это вызывает смех, а в военное — панику. То же самое можно сказать о менеджменте предприятия. Лучше намеренно воздержаться от торопливости в движениях и в решениях, то есть «замедлить шаг». Таким образом, у сотрудников создается впечатление, что руководство контролирует ситуацию, а любые события предусмотрены руководством.

Мотивация персонала

мотивация персонала в кризисВ целях повышения эффективности персонала во время кризиса может быть внедрена дифференцированная система материальной мотивации по результатам труда. Она должна учитывать различные категории сотрудников.

Чтобы мотивировать ключевых специалистов, следует предусмотреть дополнительное денежное поощрение за решение задач по выводу предприятия из кризисной ситуации. Лучше всего сформировать список данных специалистов с учетом каждого подразделения, при этом такие списки должны утвердить глава организации и руководители отделов.

Немаловажным аспектом материальной системы мотивации персонала в кризис является формирование измеримых показателей, которые отражают уровень выполнения возложенных на специалиста обязанностей. Например, в качестве мотивации для менеджера по работе с персоналом могут быть такие показатели, как сохранение на рабочих местах ценных специалистов и бесконфликтное сокращение штата. Для специалистов по финансам коэффициентом эффективности может стать уровень достижения финансовых показателей запланированных значений.

Других работников может мотивировать сохранение руководством прежнего размера зарплаты, а также своевременная ее выплата. Благодаря этому, исключаются забастовки и саботажи. В некоторых случаях предприятия вынуждены обращаться в банк для оформления кредита с целью выплаты зарплаты без задержек. Как правило, такие меры становятся оправданными, поскольку эффективная работа персонала сохраняется на должном уровне, чем обеспечивается стабильное функционирование предприятия.

Грамотная финансовая политика в отношении персонала позволяет мотивировать сотрудников, а также сохранить в организации наиболее ценных специалистов без снижения производительности труда.

Руководству организации необходимо понимать, что сокращение штата должно быть крайней мерой. Поскольку сокращение численности персонала ведет к снижению лояльности оставшихся сотрудников, т.к. они теряют уверенность в стабильности трудовых отношений. Безусловно, это отражается на мотивации и на эффективности работы. Помимо этого, подобные меры стимулируют оставшихся работников на поиск нового работодателя, который сможет обеспечить стабильное трудовое взаимодействие.

Комментарии
  • Понятно, что автор должен соблюдать политкорректность, толерантность итд итп. И в целом статье в полной мере присутствует набор штампов, которые должны прикрывать (как и в политике) реальное положение дел. Но есть и одна фраза — бесконфликтное сокращение штата — которая окупает все остальное. Я видел в реальности, как грамотно сокращали колектив со 100 человек до примерно 25, при этом никто не остался обиженным на предприятие и не затаил ненависть на руководство. Конечно, это потребовало финансовых затрат в связи с выплатами увольняемым, но доброе расставание того, конечно, стоило.

Оставьте свое мнение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector