ktovdele.ru

Адаптация персонала — виды, цели и методы

При поступлении на предприятие работник приспосабливается к новым экономическим, психологическим, бытовым условиям труда. Привыкает к принятым в коллективе социально-поведенческим нормам.

Адаптация сотрудников в организации

Есть первичная и вторичная. Первую проходят молодые специалисты без опыта работы. Вторую – о недавно трудоустроенные со стажем. Подразумевается взаимное привыкание нового работника и предприятия.

адаптация сотрудников в организацииЦели адаптации:

  1. Снижение затрат.
  2. Уменьшение психологической напряженности, вызванной попаданием в незнакомую обстановку.
  3. Повышение лояльности коллектива, положительный настрой на работу.
  4. Уменьшение уровня текучести персонала.

Методы:

  • Тренинги.
  • Беседы с руководством и наставником.
  • Курсы для обучения вышестоящего звена.
  • Тактика поэтапного усложнения задач и поручений для новичков.
  • Ролевые игры для сплочения коллектива.
  • Подготовка к потенциальным кадровым перемещениям.

Этапы адаптации персонала

этапы адаптации персоналаВыделяют три периода:

  1. ознакомительный;
  2. приспособление;
  3. ассимиляционный.

На первом этапе специалист знакомится с предприятием, микроклиматом в коллективе. Полученные знания сопоставляются с целями новичка, его ожиданиями от работы.

Руководству предприятия необходимо решить следующие задачи до окончания испытательного срока работника:

  • Утверждение кандидатуры.
  • Минимальные сроки по переходу к полноценному выполнению работы.
  • Выявление потенциала.
  • Определение обязанностей, составление плана адаптации.

Этап приспособления длится от 1 до 12 месяцев и зависит от нескольких факторов, к которым относят оказываемую непосредственным начальником, коллегами и менеджером по персоналу помощь. Происходит определение характера взаимодействия новичка с коллективом.

Ассимиляция заключается в окончательном привыкании к коллективу и предприятию. На этом этапе сотрудник должен освоить должностные обязанности. Предполагается самостоятельная установка целевых ориентиров.

Виды адаптации персонала

виды адаптации персонала

  • Социальная. Предполагает приспособление личности в социуме. Состоит из этапов внедрения в среду, изучения и принятия поведенческих норм, взаимодействия индивидуума с обществом.
  • Производственная. Привыкание к новой среде.
  • Психофизиологическая. Новые нагрузки, условия работы на предприятии.
  • Экономическая. Приспособление к уровню зарплаты и порядку ее начисления.

Наряду с этими видами существует профессиональная и организационная. Первая предполагает дополнительные навыки, усвоение знаний и формирование качеств для конкретной должности. При организационной работник привыкает к принятым на предприятии системам управления. Вид необходим для адекватной самооценки нового сотрудника, его роли в производственных процессах.

Инструменты адаптации персонала

  • лист адаптации;
  • тренинг;
  • корпоративная брошюра;
  • организация дней новичков.
Образец адаптационного листа
Образец адаптационного листа

Документ составляется специалистами отдела кадров и может включать необходимые задачи (на период испытательного срока), мероприятия, раздел для отметок контроля их выполнения.

На тренингах для новичков недавно трудоустроенные могут познакомиться с существующими в организации порядками, узнать о деятельности предприятия, его истории. Занятия бывают аудиторными, электронными, смешанными.

Корпоративная брошюра может быть выдана при трудоустройстве в печатном или электронном виде или как карманный справочник.

Дни для новичков имеют своей целью укрепление взаимоотношений в коллективе, формирование сплоченной команды, что ведет к повышению производительности труда.

Поделитесь своим комментарием

Всего комментариев: 1

  • Как жаль, что практически лишь в больших серьезных фирмах проводится такая работа! И, если говорить на чистоту, это происходит в крупных городах нашей страны. С другой стороны, руководители наконец обратили внимание на своих сотрудников, и есть шанс, что из крупных это перейдет и в мелкие города. На самом деле, не в каждой организации стоит так серьезно и поэтапно к этому относиться. Но какие-то элементы контроля и работы в этой сфере должны быть везде. Хотя бы для психологической поддержки новичка, чтобы не возникло ощущение, что взяли и швырнули в незнакомый и темный водоворот, где он, конечно же, захлебнется.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Adblock
detector