ktovdele.ru

Адаптация персонала — виды, цели и методы

При поступлении нового работника на предприятие, ему необходимо приспособиться к новым для него социальным, экономическим, психологическим, административным и бытовым условиям труда. Также адаптация необходима для привыкания нового работника к принятым в коллективе социально-поведенческим нормам. Благодаря чему успешно налаженное взаимодействие новичка с коллективом и предприятием в целом гарантирует высокую производительность труда работника.

Адаптация сотрудников в организации

Различают адаптацию персонала первичную и вторичную. В первом случае речь идет о молодых специалистах с отсутствием опыта работы, тогда как во втором случае подразумевается адаптация недавно трудоустроенных специалистов с опытом работы по данной профессии. Причем под этим термином понимается не только процесс привыкания нового работника к организации, но и приспособление организации к недавно трудоустроенному сотруднику.

адаптация сотрудников в организацииК целям адаптации можно отнести:

  1. Снижение затрат. Они могут быть обусловлены недостаточным знанием новичка своего рабочего места, функциональных обязанностей в течение некоторого времени после трудоустройства.
  2. Уменьшение психологической напряженности, неясности, вызванной попаданием в незнакомую обстановку.
  3. Повышение лояльности персонала, позитивного настроя на рабочий процесс.
  4. Уменьшение уровня текучести персонала. Поскольку новые специалисты могут увольняться в результате работы в новой неуютной обстановке.

К методам адаптации персонала в организации относят:

  • Проведение тренингов и курсов для новичков касательно их адаптации в коллективе.
  • Организация бесед с руководством и наставником, осуществляемых в индивидуальном порядке.
  • Организация курсов, предназначенных для обучения наставников.
  • Применение тактики поэтапного усложнения задач, поручений и функционала для новичков.
  • План адаптации нового сотрудника предполагает поручение новичкам для выполнения незначительных поручений в целях взаимодействия с персоналом.
  • Организация и проведение ролевых игр с целью сплочения коллектива.
  • Подготовка специалистов к потенциальным кадровым перемещениям.

Этапы адаптации персонала

этапы адаптации персоналаВесь адаптационный процесс можно разделить на три этапа:

  1. ознакомительный;
  2. этап приспособления;
  3. ассимиляционный.

На первом этапе новому специалисту предстоит ознакомиться с целями и направлениями деятельности предприятия, микроклиматом в коллективе. Полученные знания сопоставляются с собственными целями новичка, его ожиданиями от работы на данном предприятии. Именно на данном этапе у нового сотрудника должно сформироваться четкое представление о том, комфортно ли ему трудиться в этой организации и на данной должности.

Руководству предприятия при этом необходимо решить следующие задачи:

  • Определиться с правильностью выбора кандидатуры. Является ли верным решение о его трудоустройстве в организацию.
  • Минимальные сроки по переходу сотрудника к полноценному выполнению предусмотренных его должностной инструкцией функциональных обязанностей.
  • Выявление потенциала нового сотрудника.
  • Определение профессиональных обязанностей работника, а также составление плана адаптации нового сотрудника.

Данные задачи необходимо решить руководству предприятия до окончания испытательного срока работника.

Этап приспособления может длиться от 1 до 12 месяцев. Его продолжительность зависит от нескольких факторов, к которым относят оказываемую непосредственным начальником, коллегами и менеджером по персоналу помощь. Именно на этом этапе происходит определение характера взаимодействия новичка с коллективом.

Завершающий адаптацию этап ассимиляции заключается в окончательном привыкании нового работника к коллективу и организации в целом. Именно на этом этапе сотрудник должен в полной мере освоить свои должностные обязанности, также предполагается самостоятельная установка целевых ориентиров.

Виды адаптации персонала

виды адаптации персоналаРазличают несколько видов адаптации недавно трудоустроенных сотрудников:

  • Социальная. Предполагает приспособление личности в социуме. Этот вид состоит из этапов внедрения в данную среду, изучения и принятия поведенческих норм социума, а также взаимодействия конкретной личности с этим обществом.
  • Производственная. Подразумевает привыкание сотрудника к новой для него среде, куда входят производственные условия, особенности производственного процесса и труда.
  • Психофизиологическая. В данном случае речь идет о психических и физических нагрузках, а также условиях труда на конкретном предприятии.
  • Экономическая. Под экономической адаптацией подразумевается приспособление нового работника к уровню зарплаты и порядку ее начисления, поскольку в каждой организации предусмотрен индивидуальный порядок и особенности материального вознаграждения.

Наряду с вышеуказанными видами, существуют профессиональная и организационная адаптация персонала. Профессиональная предполагает овладение дополнительными навыками, усвоение новых знаний и формирование определенных качеств, требуемых для конкретной должности. При организационной – работник привыкает к принятым на предприятии организационным системам управления. Данный вид адаптации необходим для формирования адекватной самооценки нового сотрудника, его роли в производственных процессах.

Инструменты адаптации персонала

Наиболее популярными адаптационными инструментами являются:

  • адаптационный лист;
  • тренинг для новичков;
  • корпоративная брошюра;
  • организация дней новичков.
Образец адаптационного листа
Образец адаптационного листа

Адаптационный лист составляется специалистами отдела кадров и может включать необходимые к выполнению новым работником задачи (на период испытательного срока), перечень адаптационных мероприятий, а также раздел для отметок контроля их выполнения.

На тренингах для новичков недавно трудоустроенные сотрудники могут ознакомиться с существующими в организации порядками, узнать о направлении деятельности предприятия, его истории и т.д. Тренинг может быть аудиторным, электронным, либо смешанным вариантом.

Корпоративная брошюра может быть выдана новому работнику при трудоустройстве в печатном или электронном виде, также она может быть карманным справочником.

Адаптация нового сотрудника в организации с помощью дней новичков имеет своей целью укрепление взаимоотношений в коллективе между работниками, а также формирование единой сплоченной команды, что в конечном итоге ведет к повышению производительности труда.

Поделитесь своим комментарием
Adblock detector